Значение музыкальных игрушек в музыкальном развитии детей раннего возраста
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкальные, создаются в семье. Большинство детей до трех лет не посещают детский сад. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать у детей муз. способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Поэтому родители должны знать методы, приемы и формы организации муз. воспитания в семье.
Значение игрушек в жизни малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основной вид деятельности ребенка, которая обучает и воспитывает его, а игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости, неотъемлемая часть игры, которая помогает познать окружающую действительность, забавляет, радует, вызывает положительные эмоции, обогащает музыкальные впечатления и развивает их муз. способности. С помощью музыкальных игрушек можно развивать у детей не только обычные муз. навыки, но и такие личностные качества, как терпение, внимание, усидчивость, упорство, настойчивость, выдержку, волю, кроме того, музыкальные игрушки для детей используются во многих терапиях против заикания, речевых спотыканий, излишней нервозности ребенка.
В работе с детьми раннего возраста применяются в первую очередь такие игрушки, как погремушки, колокольчики, дудочки, органчики, т. е. все игрушки, которые звучат мягко и негромко. Применение муз. игрушек дает возможность удовлетворить интерес малыша к музицированию, а игра на них предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности - начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушкой или колокольчиками, до игры мелодий.
Неозвученные - изготовленные из фанеры, картона (пианино, балалайка, гармошка) Дети напевают, представляя себя играющими на муз. инструментах . Озвученные игрушки –
*игрушки, изображающие различных животных, в том числе и заводные.
*Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румбы, кастаньеты, трещотки, бубенцы, деревянные ложки, коробочки, колотушки, свистульки.
*Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: дудочки, свирели, рожки.
*Игрушки-инструменты с заданной мелодией или фиксированным звуком: органчики, муз. шкатулки, шарманки.
*Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, ксилофоны.
В заключении еще раз хотелось бы сказать о том, что музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. Музыкальные игрушки и инструменты, которые будят творческую мысль, помогают понять детям откуда и как рождаются звуки.