Консультация для родителей
«Русские народные календарно-обрядовые праздники»
Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли. Большинство, наверное, скажет, что так, мол, принято, такова традиция. Верно. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда наши пращуры поклонялись земле, огню, камням, деревьям и священным животным.
Известно, что в Киевском государстве главными богами были Перун, Стрибог, Дажьбог, Хорс, Симаргл, и богиня Макошь, а так же Велес, Сварог, Род, Рожаницы. Все они таили в себе угрозу. Их опасались обидеть и что бы обезопасить себя, люди задабривали их. Обращались к ним с ласковыми словами, вкусной едой, им приносили жертвы. Происходило это в конкретные дни, когда происходили природные события. Так возникли обряды.
В 988-989 годах произошло крещение Руси. Христианство принесло на землю наших предков свои прекрасные идеи добра, любви. Борьба христианства с язычеством была долгой. И что бы подчинить русский народ своему влиянию, Церковь вынуждена была пойти на компромисс: христианскую обрядность стали сочетать с языческими отправлениями культов.
Столкновение двух религий, породило такое уникальное явление, как Русское Православие, сущностью которого стало двоеверие. И к XIX веку, по мере выветривания из народной памяти знаний о том, какой магический смысл заключён в обрядах, они превращались в весёлую забаву деревенской молодёжи.
Счёт времени в Древней Руси вели по солнечному календарю и был связан с хозяйственной деятельностью. По этому календарю год делился на две половины: одна от зимнего солнцеворота ( 22 декабря) до летнего ( 22 июня), другая - от летнего до зимнего. В первую половину занимались работами по подготовке к севу, вспашкой, боронованием земли, посадкой. Праздники этого периода включали в себя просьбы к силам природы о хорошей погоде, дожде, дружных всходах, приплода скота. Во вторую половину года проводили сенокос, жатву, уборку. В этот период благодарили высшие силы за полученный с их помощью урожай. Масленица.
Древняя Масленица – языческий праздник проводов зимы – приходился на дни весеннего равноденствия. Но церковь отодвинула его на конец февраля – начало марта. Длиться она семь дней, начиная с понедельника, за неделю до Великого поста. Каждый день Масленицы имеет своё название: понедельник - «встреча», вторник – «заигрыш», среда – «лакомка», четверг – «широкая Масленица», пятница – «посиделки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы» или «прощеное воскресенье».
Масленица представлялась нашим предкам человекоподобным существом. Соломенное чучело изготавливали в понедельник и возили по всей деревне. Масленицу приветствовали песнями, выражая радость по поводу её прихода, но тут же её ругали, обзывая «кривошейкой». В этот день дети катались с горок и кричали: «Масленица приехала!». Основной едой на Масленицу были блины, которые напоминали солнце и являлись его символом, а так же ритуальным блюдом, предназначавшимся душам умерших предков. Первый блин – посвящали Власию (Велесу), его клали на слуховое окошко, или отдавали нищим, или съедали сами за упокой душ усопших.
Девушки надевали лучшие наряды и ходили качаться на качелях смотреть кулачные бои, играли в снежки, во «Взятие снежной крепости», что символизировало борьбу зимы с весной.
Но вот наступало воскресенье – день прощания с масленицей, её похороны, куда стекалась вся деревня. Чучело Масленицы привозили на санях, разводили костёр, ( обряд призванный установить контакт с солнцем). Верили, что огонь как и солнце, способен своим теплом пробудить силу земли, а значит обеспечить урожай., отпугнуть от людей зло, прогнать нечисть. Чтобы обезопасить себя, избавиться от воздействия злых духов, прыгали через костёр.
В костёр бросали чучело Масленицы, а её пепел разбрасывали по полю. Так в форме игры совершался древний ритуал: чучело было существом которое убивали, чтобы оно потом воскресло в виде колосьев, полных зёрен. Заметную роль в обрядах отводили колесу, имитирующему солнце. Его поджигали, спускали с горы или насаживали на шест, а затем поджигали. Смех, песни, пляски продолжались до полуночи. Чем громче смех, тем большую оплодотворяющую силу он обеспечит земле. В последний день Масленицы все просили прощение друг у друга: дети у родителей, соседи у соседей и т.д.